пятница, 15 января 2016 г.

«… свой путь и срок я, исчерпав, вернусь…». Осип Эмильевич Мандельштам 2 (15) января 1891 г. – 27 декабря 1938 г.


Н. Чуковский писал в своих воспоминаниях о поэте: «...у него никогда не было не только никакого имущества, но и постоянной оседлости – он вел бродячий образ жизни, ...я понял самую разительную его черту – безбытность. Это был человек, не создававший вокруг себя никакого быта и живущий вне всякого уклада».
Осип Эмильевич Мандельштам прожил 47 лет, нескольких дней не дотянув до 48. В его короткой жизни арестовывали неоднократно… В 1919 году Мандельштам находился в Крыму. Там его арестовала врангелевская контрразведка. Волошин отправился в Феодосию, но вернулся оттуда мрачный. Эренбургу, который в то время гостил в Коктебеле, он рассказал, что белые считают Мандельштама опасным преступником, уверяют, будто он симулирует сумасшествие, когда его заперли в одиночку, он начал стучать в дверь, а на вопрос надзирателя, что ему нужно, ответил «Вы должны меня выпустить – я не создан для тюрьмы».

Еще раз Мандельштама арестовали в Батуми – на этот раз береговая охрана грузинского меньшевистского правительства. Здесь спасли поэта Николо Мицишвили и Тициан Табидзе. Зато, пройдя через все эти опасности, там, на юге России, Мандельштам встретил верную спутницу всей своей жизни Надежду Яковлевну Хазину.
«Мы живем, под собою не чуя страны, наши речи на десять шагов не слышны, а где хватит на полразговорца, там припомнят кремлевского горца…». 13 мая 1934 года Мандельштама арестовали. Только защита Бухарина смягчила приговор – выслали в Чердынь-на-Каме, где пробыл две недели, заболел, попал в больницу. Был отправлен в Воронеж, где работал в газетах и журналах, на радио. После окончания срока ссылки возвращается в Москву, но здесь ему жить запрещают. Живет в Калинине. В апреле Мандельштаму неожиданно выделили бесплатные литфондовские путевки в дом отдыха в Саматиху. Именно там 2 мая 1938 года поэт был арестован в последний раз. Но теперь его сразу отправили далеко, на самый край страны – этапом на Дальний Восток. Приговор – 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. 27 декабря 1938 года Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере. Тело Мандельштама до весны вместе с другими усопшими лежало непогребённым. Затем весь «зимний штабель» был захоронен в братской могиле. Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года – в 1956, по делу 1934 года – в 1987. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.
Когда я свалюсь умирать под забором в какой-нибудь яме,
И некуда будет душе уйти от чугунного хлада –
Я вежливо тихо уйду. Незаметно смешаюсь с тенями.
И собаки меня пожалеют, целуя под ветхой оградой.
Не будет процессии. Меня не украсят фиалки,
И девы цветов не рассыплют над черной могилой…
В. Шкловский сказал о Мандельштаме: «Это был человек... странный... трудный... трогательный... и гениальный!»
Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.
О, как же я хочу,
Нечуемый никем,
Лететь вослед лучу,
Где нет меня совсем!

Комментариев нет:

Отправить комментарий