воскресенье, 4 сентября 2016 г.

Севастопольская соборная мечеть (Акъяр Джами)


В самом начале XX века по ходатайству представителей севастопольской мусульманской общины городскими властями было принято решение о выделении земельного участка для строительства мечети. Первоначально мечеть планировали строить на центральном холме, но фактически закладка мечети состоялась по другому адресу: улица Азовская, 43 (ныне Кулакова, 31).


Акъяр Джами в начале XX века и современный вид
Проект ее разрабатывал городской архитектор Александр Михайлович Вейзен, который стал автором некоторых жилых и общественных зданий в городе, таких как Караимская кенаса, первой в России биологической станции (ныне институт биологии южных морей). Он был членом высочайше утвержденной комиссии по восстановлению памятников обороны Севастополя 1854-1855 годов. Проекту архитектор придал черты египетского стиля, для которого характерны стройные пропорции, богатство и пышность декоративных украшений. Фасады исполнены в виде выдержек из Корана – с резьбой по камню.
Согласно архивным справкам, мечеть в Севастополе строилась под руководством имама мусульманской общины Ак-Яра – Юсуфа Рахимова. Строительство планировали закончить в 1912, но из-за нехватки денег, мечеть была готова лишь к 1914 году. Средства выделил царствующий дом Романовых в память о севастопольском визите (1886 год) императора всероссийского Александра III. Большой вклад в ее строительство сделали представители мусульманской общины Крыма. На входе в мечеть появилась надпись на арабском и русском языках: «В память императора Александра III» – так Император Николай II увековечил память о своем отце – императоре Александре III.


Вид на улицу Азовскую, в центре Соборная мечеть, нач XX века.
Торжественное открытие и освящение мечети состоялось 20 апреля 1914 года. Мечеть была убрана флагами, коврами и гирляндами цветов. На открытии присутствовали: генерал-губернатор, главный командир севастопольского порта и начальника гарнизона г. Севастополя вице-адмирал Н. С. Маньковский, градоначальник города С. И. Бурлей, комендант севастопольской крепости генерал-майор Коркашвили, полицмейстер Бочаров, городской голова Н. Ф. Ергопуло, бахчисарайский голова г. Крымтаев, турецкий консул Ахмед-Джамиль-бей, архитектор градоначальства Г. П. Долин, члены управы, гласные городской думы, представители мусульманского духовенства, офицеры мусульмане севастопольского гарнизона и другие. Мечеть имела двойной статус: была гражданской и военной одновременно.
И. Гаспринский
Первый намаз в севастопольской мечети в 1914 году провел великий крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский, известный во всем тюрко-мусульманском мире.
Ю. Рахимов
Муллой гражданского населения стал Рахимов Юсуф Исмаилович, анухом (военным священником) Черноморского флота – Мухамед-Захир Замалетди.
При мечети открыли «Общество пособия бедным мусульманам», председателем которого стали мулла Юсуф Рахимов и Чешмеджи СеитДжелиль. При мечети действовала мусульманская школа – мектеб. В 1913 г. в школе обучалось тридцать девять учеников.
Паломники, отправлявшиеся в хадж в Саудовскую Аравию, выезжали из России через Севастополь и непременно совершали намаз в Севастопольской мечети перед отъездом. Эмир Бухарский, совершавший Хадж в святые места в 1912-1915 гг., также посещал мечеть, гостил у настоятеля, имама мусульманской общины Юсуфа Рахимова.
После установления советской власти в Севастополе в 1920 году и проведения в жизнь Декрета СНК РСФСР от 23.01.1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» меняется отношение к верующим. Постепенно органами власти проводится политика, направленная на искоренение религии.
Начался учет культовых зданий и церковной собственности. В соответствии с циркуляром ЦАУ КСССР от 1924 г. № 139, культовые здания подлежали страхованию в Госстрахе и передавались группам верующих во временное пользование по договору.
К концу 1930 года, в связи с проводимой кампанией по раскулачиванию крестьянства, все мечети в пригородных деревнях были закрыты. По праздникам и пятницам мусульмане из сел вынуждены были приезжать на богослужение в город. Число молящихся в праздничные дни составляло от 600 до 1000 человек. По этой причине соборную мечеть в городе не закрыли, хотя неоднократные попытки со стороны властей предпринимались, и храм продержался еще до 1938 года.
После закрытия мечети в здании размещался кинотеатр, а впоследствии – архив Черноморского флота. В годы Великой Отечественной войны мечеть значительно пострадала. Авиабомбой были разрушены купол и крыша здания, выгорели внутренние деревянные конструкции, не пострадал только минарет, но он был снесен в 1948 году.






С июля 1992 года по пятницам мусульманская община Севастополя, по согласованию с командованием Черноморского флота, стала проводить службы на втором этаже здания архива. В 1994 году помещение было освобождено от архива и передано верующим. В 1995 году проведена реставрация и восстановление мечети, а в 2000 году турецкими каменотесами заново был построен минарет. Новый минарет представляет собой восьмигранную колонну высотой сорок метров с гладким конусом крыши и резным балконом.
Юсуф Рахимов – основатель севастопольской мечети

Ю. Рахимов
Основатель и первый имам мечети Юсуф Исмаилович Рахимов (родился в 1870 году в деревне Новые Мочалы Симбирской губернии). Юсуф Рахимов окончил с отличием деревенское медресе и на средства благотворительного общества был отправлен для дальнейшей учебы в Стамбул, где получил богословское образование. В Турции Рахимов познакомился с Исмаилом Гаспринским, по рекомендации которого и приглашению мусульманской общины приезжает в Севастополь в 1899 году.
Идейное и духовное сближение с Гаспринским, принятие общественно-политического и интеллектуального движения среди мусульман – джадидизма (движения за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин), повлияло на становление мировоззрения будущего муллы.
Татарская школа в Севастополе. В центре Ю. Рахимов - 1913 г.
Ю. Рахимов стал преподавателем по методике И. Гаспринского, а затем директором Севастопольской татарской народной школы, где наряду с крымскими татарами обучались дети переселенцев казанских татар. Рахимов начал нововведения в школе. В учебный процесс добавлялись такие дисциплины, как математика, физика, химия, география, история. До этого функции мусульманской школы сводились к заучиванию религиозных толкований. Сам Юсуф Исмаилович преподавал историю и географию. Нововведения встретили сопротивление не только властей города, но и консервативных религиозных конфессий, т. к. усматривали в них покушение на их монополию в сфере просвещения.
Новый метод обучения постепенно приобрел широкое развитие. К 1917 году новометодных татарских школ в Севастополе было двадцать пять, в 1920 г. – тридцать пять. 
Свидетельство о смерти, написанное рукой Ю. Рахимова


Свидетельство о рождении, написанное рукой Ю. Рахимова
Ю. Рахимов встретил советскую власть с надеждами на позитивные перемены в области образования, он выполняет все инструкции и законы новой власти. Мулла развернул широкую деятельность по распространению прогрессивных идей среди местного населения…
Дело на Ю. Рахимова
Протокол допроса Ю. Рахимова

В тридцатые годы развернулась широкая антирелигиозная кампания, многие священнослужители были репрессированы. 2 октября 1937 года Юсуф Рахимов был арестован и посажен в севастопольскую тюрьму.
Выписка из акта о том, что приговор приведен в исполнение
Его обвинили в контрреволюционной националистической пропаганде и шпионаже в пользу Турции. Через месяц Рахимова перевели в симферопольскую тюрьму и приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 8 июля 1938 года. Ю. И. Рахимов реабилитирован посмертно 5 февраля 1957 года.

подробнее здесь: Фесенко А., Мулла севастопольской мечети. Юсуф Рахимов - представитель духовной элиты // Город-герой Севастополь. Неизвестные страницы, 2016. - с.122-127
а также: источник1, 2, 3

Комментариев нет:

Отправить комментарий